Японский сад камней — философия, назначение, устройство

Устройство японского сада

Оформление участка в данном стиле хоть и выглядит порой хаотично, но подчиняется установленным правилам и приближено к природным формам. Желая на дачном участке получить эффектный японский сад, ландшафтный дизайн следует обустраивать согласно общепринятым правилам. Для данной цели используются соответствующие аксессуары и разновидности растительного мира.

Растения для японского сада

Стильный дворик в восточном дизайне нельзя представить без определенных кустарников и деревьев. Не все виды дальневосточной флоры нормально приживаются в нашем климате, поэтому некоторые сорта зелени можно заменить альтернативными местными экземплярами. Желательно, чтобы японский ландшафтный сад населяли следующие растения:

  • сакура;
  • боярышник (мягкий, Арнольда, морденский, кроваво-красный);
  • сосна (шаровидная или шаровидно-раскидистая);
  • туя;
  • пихта;
  • калина;
  • лапчатка;
  • рододендроны;
  • кальмия;
  • клен;
  • крушина;
  • бамбук.

Травы для японского сада:

  • мискантус;
  • дихантелиум;
  • хаконехлоя;
  • императа;
  • мхи;
  • камнеломка;
  • примулы;
  • купальницы;
  • морозники;
  • осока.

Элементы японского сада

Помимо растительности существуют и другие специальные элементы, придающие облагороженной территории стильный восточный вид. Чтобы японский сад приобрел требуемый облик, нужно его наполнять знаковыми атрибутами, без которых участок будет выглядеть простой ухоженной лужайкой с подстриженным газоном. Список основных элементов для воплощения задуманного:

  1. Мост в японском саду – обязательно изогнутой формы, символизирует непростой жизненный путь человека.
  2. Цукубай – каменный массивный сосуд для омовения.
  3. Скульптуры в японском саду – статуи Конфуция и Будды, изваяния языческих божеств, птиц и животных. Фигуры устанавливаются на подставки и постаменты, имеют размер от 0,3-1 м.
  4. Пагода – число ярусов 3-13 (всегда нечетное число). Можно использовать символическую скульптуру пагоды вместо полноценной постройки, в этом случае она должна быть выше камней, но ниже мостика.
  5. Колокольчики стеклянные, металлические или медные .
  6. Бамбуковая изгородь .
  7. Японские каменные фонари – юкими-гата, тачи-гата, оки-гата, кацуга, икекоми-гата.

Краткая история: эволюция японского сада камней

V–VIII век. Чтобы понять эволюцию дзен-сада, нам сначала нужно взглянуть на пятый век, когда китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Это древняя даосская вера в то, что где-то посередине океана есть три или пять островов, источников бессмертия. В японской литературе эта вера проявляется в виде сказки о рыбаке по имени Урашима Таро, который спасает жизнь морской черепахи, которая в свою очередь переносит его на один из островов бессмертных. Там рыбак женится на принцессе и сам становится бессмертным.

Однако с течением времени он страдает от тоски по родине и решает вернуться в свою старую деревню. К сожалению, вскоре после того, как он ступает на знакомый берег, рыбак сразу же стареет и умирает.

Даосские бессмертные острова вдохновили не только фольклористов, но и создателей садов в Японии с пятого по восьмой век. Это влияние было настолько сильно, что слово «сад» в те дни было равно «шима», что означает «остров». В типичный японский сад этого периода обычно входит большой пруд, окруженный пышными деревьями. В середине пруда должен быть хотя бы один остров или просто большой горный камень, символизирующий землю неувядающей молодости и вечной жизни, как это было в рассказе об Урашима Таро.

Конец VIII–XII век

Столица Японии была перенесена в Хэйан-Кио (Киото) в 794 году, художники и садовники стали снижать свое внимание китайскому даосизму и посвятили свои усилия развитию искусства, которое показывало бы их собственную культуру. Сады были устроены таким образом, что изображали японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений

Хотя пруд и острова оставались неотъемлемой частью японских садов в этот период, все остальные элементы были отобраны и организованы гораздо более скрупулезно. Например, сооружения, окружающие сад, должны быть соединены друг с другом длинными крытыми галереями. Предпочтение отдавалось лиственным деревьям, чьи формы и цвета меняются от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыбе в пруду считались частями садовой композиции.

Этот стиль японского сада отражает суть буддизма, а также душевное ощущение от гражданских войн, которые бушевали по всей стране во второй половине этого периода. Непрерывно изменяющееся состояние сада повторяет буддийское учение об исчезновении нашего естества и бесконечном цикле смерти и возрождения. На психологическом уровне это показывает, что зловещие войны заставили людей понять, как неустойчива и мимолетна жизнь, насколько она красива, как и эфемерная краса природы: весенние цветы, которые живут лишь неделю, яркая листва, которая умрет под снежными шапками…

XIV–XVI века. Около конца XI века сухие скалистые ландшафты являлись частью японских садов. Профессиональные садоводы тогда назывались «ishitate-so», что означает «монахи, которые располагают камни». Но только в период Муромати сад камней достиг своей славы, наследие которой продолжается по сей день. Мусо Сосэки, великий монах Дзэн, считался отцом ландшафтного дизайна Дзэн. Именно он создал одни из самых старых садов и положил путь к популярности этой загадочной технике озеленения.

В то время как сады Хейан отражали превратности жизни, сады периода Муромати полностью отвергали переходные явления и бессмысленность материального мира. Садоводы в этот период создали дзен-сады в основном из камней и песка, чтобы показать истинную сущность жизни и природы. Иногда добавлялись небольшие вечнозеленые кустарники, но им никогда не доставалось центральное место в композиции.

Это не означает, что садоводы Муромати полностью отбросили традиции прудовых садов ранних дней Японии. Сады камней метафорически представляют собой водоемы. Монахи рисуют волнистые узоры на песке, чтобы имитировать волны. Все камни в саду также представляют собой классические элементы: острова, горы, деревья, мосты и даже животные. Мусо Сосэки прекрасно подвел эту идею мнимых компонентов в своей поэме Стихи о сухом пейзаже:

Без единой песчинки,

Горы возвышаются;

Без падения одной капли,

Потоки набирают силу.

Все сады Дзен, которые появляются после периода Муромати, продолжают эту традицию. По сей день в Японии и других странах продолжают появляться новые сады камней. Есть бесчисленные вариации, рожденные самобытным воображением и творчеством современных ландшафтных дизайнеров.

Как сделать японский сад камней своими руками

Что понадобится:

• кирпичи, небольшие камни или низкие деревянные оградки для создания границ;

• брезент;

• камни;

• песок или гравий;

• грабли.

По желанию:

• мох;

• небольшая скамейка;

• небольшие кустарники;

• садовое освещение.

Внимательно осмотрите свой участок и решите, где вы именно на даче вы ходите создать сад камней своими руками.

1. Определите его размер и форму. Большинство каменных садов прямоугольные или квадратные, но нет ничего плохого в том, чтобы построить круг или произвольную форму. То же касается пространства. Маленький сад дзен может принести вам столько же спокойствия, сколько просторный. Поэтому их часто делают и на столах.

2. Удалите всю траву с площади, на которой вы хотите создать свой сад.

3. Выкопайте неглубокую траншею глубиной около 5-7 см вокруг границы.

4. Покройте область брезентом. Это предотвратит рост сорняков и высушивание песка.

5. Вверните края брезента в траншею.

6. Положите кирпичи или небольшие камни в траншею, чтобы закрепить брезент, а также создать границу для сада камней. Если не хотите использовать кирпичи или камни, вы можете построить низкий деревянный забор. Бамбук в этом случае является наиболее распространенным видом материала.

7. Рассыпьте песок или гравий (или смесь обоих) по всему брезенту. Постарайтесь сделать поверхность максимально гладкой и плотной. Если вы живете в очень ветреной местности или часты дожди, гравий подойдет лучше.

8. Расположите несколько камней в границах участка, затем разгребите песок, чтобы создать изображение волн или рябь.

9. Добавьте мох, кусты, скамью для медитации или немного освещения, если хотите.

10. Ваш сад камней завершен!

Сад Дайдсэнъин в Дайтокудзи

Мы посетили еще один сад камней, гораздо менее раскрученный, расположенный в одном из великого множества монастырей Киото. Этот монастырь называется Дайтокудзи, он совсем маленький, и людей там мало. Фотографировать не разрешают, поэтому привожу только страницу путеводителя.

Мы провели в Дайтокудзи немало времени. Каждая часть сада, каждый элемент в ней полон грубокого смысла.

Сад Дайдсэнъин воплощает разные этапы человеческой жизни, и когда следуешь по нему неторопливо, вдумчиво рассматривая и попутно читая толкование, то идеи создателей сада захватывают.

Больше всего мне понравились два символа — корова (или корабль), плывущая по течению жизни, и черепаха, тщетно пытающаяся плыть в обратном направлении, остановить годы, отсрочить старость. Это очень глубокие символы, и камни настолько выразительно их изображают, что трудно оторваться от созерцания и двинуться дальше.

Элементы ландшафта сада камней и современные методы обустройства.

Камни.

Япония – страна на вулканических островах, поэтому не удивительно, что в саду камней используют камни вулканического происхождения: гранит, базальт, туф, хлорит, андезит. Камни тщательно подбираются по форме, цвету и фактуре – от этих качеств зависит способ укладки камня в саду. Каждый камень должен лежать отдельно, но вписываться в общий ландшафт.

5 типов форм камней для сада: статуя, низкая вертикаль, плоский камень, лежачий камень, изогнутый камень.

Разновидностей камней – множество, значит и ролей – тоже. Очень интересны японские соображения по поводу «облика» камней. Согласно им у каждого камня есть своё неповторимее «лицо», характер и динамика: некоторые камни «смотрят» вверх, некоторые – вниз, есть «прямостоячие» камни и камни, которые «лежат»; «убегающие» и «догоняющие» камни, «поддерживающие» и  «прислоняющиеся» камни. Поэтому, как бы просто ни казалось поначалу, а правильно уложить камень в саду может лишь профессионал, знающий подход к тонкой организации каменной индивидуальности.

Ограждение.

В японском саду камней создаётся спокойная атмосфера уединения, поэтому изгородь делается непрозрачной. Чтобы сохранить восточную стилистику, можно соорудить ограду из камня, бамбука или веток деревьев, посадив рядом вьюны, но подойдёт и забор из бетона.

Японский сад камней.

Неканонические объекты в саду камней.

Тсукубаи:

Тсукубаи – традиционный атрибут любого японского сада – это каменная чаша в виде бочки с водой высотой 20-30 см. В давние времена тсукубаи использовали для того чтобы мыть руки при чайной церемонии, теперь это стало элементом декора. На низкой ровной площадке вместе с каменным фонарём тсукубаи представляет собой малую архитектурную форму. Для её установки копают небольшой котлован примерно 15 см в глубину и в центре него укладывают стальную трубу. На дне котлована уложен тонкий слой бетона, но не ровно, а под уклоном для слива воды в трубу. Отверстие слива маскируется галькой диаметром 7-8 см. На дно водоема высыпают гальку диаметром 2-3 см. При необходимости камешки соединяют цементом. Сама тсукубаи находится выше поверхности земли на 20-30 см и на краю котлована. С каждой стороны котлована на 5-10 см ниже высоты чаши ставят по небольшому камню высотой приблизительно в 5 см. Вода в тсукубаи может поступать через подземные шланги, а также по медным или полихлорвиниловым трубам. Бывают тсукубаи без дренажа, тогда вода выплескивается и образует ручеёк. Бездренажные тсукубаи рекомендуется сооружать на возвышенности – вытекающая вода будет размывать песочные насыпи и гальку.

Каменные башенки:

Такую каменную башенку можно поставить рядом с тсукубаи. Башни бывают многоугольными или круглыми и имеют чётное или нечётное количество ярусов. Чем меньше размер сада, тем меньше и размер башенки (3-5 ярусов). Высокая башенка притягивает взгляды.

Фонари:

Фонари в саду нужны для освещения в тёмное время суток, кроме того – это отличный элемент декора. Но чтобы создать композицию камня и света, нужно уметь эти фонари грамотно расставить. Фонарь для японского сада камней должен быть изготовлен из камня, дерева или пемзы, иначе он просто не впишется в общую стилистику.

Наиболее распространенные виды японских фонарей:

  1. Тачи-гата – пьедестальный фонарь высотой до полутора метров, но иногда и до 3-х метров. Тачи-гата предназначен для больших садов и освещает то место, где хозяин беседует с самыми почётными гостями;
  2. Икекоми-гата – скрытый фонарь, который можно размещать в любом месте, но стоит он обычно рядом с тсукубаи. Светит вниз по направлению к земле;
  3. Юкими-гата – фонарь на каменной или бетонной подставке и с квадратной или круглой крышей. Имеют матовое стекло, смягчающее свет;
  4. Оки-гата – маленькие фонари, которые обычно размещены в стороне от тропинок или в очень маленьком внутреннем саду.

Создание японского сада камней своими руками

Владельцам загородных участков, желающим попробовать силы в организации части ландшафтного дизайна, необходимо запастись терпением и быть предельно внимательными.

Фото: композиция в японском стиле на дачном участке

Для составления композиции не требуется каких-либо разрешений, а вот наличие плана картины упростит процесс сборки. Поэтому лучше взять карандаш и схематически изобразить будущее украшение усадьбы.

Порядок действий таков:

  1. Территория очищается от мусора и сорняков.
  2. Выравнивается участок.
  3. Снимается верхний слой грунта на глубину 15 см.
  4. Для усиления по периметру выкладывается кирпич или крепятся доски.
  5. На дно засыпается песок толщиной до 5 см.
  6. Оставшееся пространство заполняется гравием, галькой, белым песком.
  7. Чтобы уплотнить содержимое, его заливают водой 1 ведро на 2 м2 площади сада.
  8. Размещаются камни. Они должны занять устойчивое положение, быть немного вдавленными в песок.
  9. От камней делаются круговые или волнистые линии, имитирующие воду.
  10. Остальная часть поверхности выравнивается граблями вертикальными, горизонтальными полосами.

Дополнят композицию небольшое ограждение по периметру, растения, тсукубаи, фонари.

Неотъемлемые атрибуты сада камней в японском стиле и порядок их размещения

Правильное расположение фигур и формирование различных поверхностей играют важную роль в создании сада камней. Кроме того, его обустройство требует использования определенных элементов, список которых выглядит следующим образом:

  • камень;
  • ограды;
  • тсукубаи;
  • каменные башни;
  • фонари.

Тсукубаи являются традиционным атрибутом сада камней

Поддержание особой атмосферы уединения и покоя возложено на разнообразные изгороди и ограды. Главными условиями их создания служат монолитность, непрозрачность и естественность. Исходя из этого лучшим решением будет возвести стену из натурального камня или сформировать плетучую изгородь. При этом растения для японского сада должны полностью оплетать импровизированный забор, делая целостным и плотным.

Тсукубаи являются традиционным атрибутом сада камней.

По своей структуре они представляет некоторое подобие каменной чаши, внутрь которой наливается вода, а по форме они напоминают небольшие бочонки высотой 25-30 см. Первоначально тсукубаи применялись для омовения рук перед чайной церемонией. Однако с течением времени они перестали использоваться по назначению и сегодня же это просто настольный элемент декора.

Каменные башни тоже один из неотъемлемых атрибутов японского каменного сада. Как правило, их используют для поддержания целостности ландшафта и устанавливают непосредственно возле тсукубаи. По своей форме эта деталь интерьера может быть исполнена в виде четырех, шести и восьмиугольника или же иметь округлую форму, а ее особенностью являются множественные ярусы и пластины, которых насчитывается нечетное количество. В небольшой сад лучше всего выбирать башни небольших размеров в 3-5 ярусов, поскольку главными в нем должны быть все же камни, а остальные детали применяются с целью заполнения интерьера.

Фонари в саду камней играют более декоративную роль, нежели используются для освещения территории, хотя эту функцию они также должны выполнять. Их грамотное расположение даст возможность создать великолепную композицию, основанную на игре света и тени

При этом в ход могут идти изделия любых размеров: как большие и высокие столбы, подчеркивающие глубину пространства, так и настольный фонарик, акцентирующий внимание на мелких деталях

Парк Кораку-эн

Первоначально парк назывался Коэн (поздний сад), потому что он был основан после завершения строительства замка Окаяма напротив парка. Кораку-эн получил свое название в 1871 году. Парк Кораку-эн расположен в городе Окаяма, главном городе префектуры Окаяма, на острове Хонсю в Японии. Парк занимает площадь в 13 гектаров и находится в районе Асахигава. В центре сада находится большое озеро Сава-но-икэ, посреди которого располагаются три островка, один из которых, называемый «Райский остров» не соединен с другими мостом или дорожкой. Такой остров — отличительная черта японского сада, без которого не обходится ни один озерный пейзаж. Украшенный камнями, каменным фонарем и склонившимся над водой деревом, он олицетворяет морской остров. Два других — «Остров владельца» и «Остров гостя» — расположены в мелководной части на противоположной стороне озера. Доступ к одному из них возможен через лежащие в воде камни, а к другому — через небольшую деревянную площадку.

Расположение основных элементов

Первое ощущение, которое вызывает вид сада камней – пустота. Тем не менее, все не так элементарно, как кажется на первый взгляд. На самом деле устройство японского сада камней подчиняется жестким правилам:

  • Японский сад камней должен быть ориентирован относительно какой-либо точки созерцания, в зависимости от времени суток, которое вы планируете здесь проводить. В идеале, точка созерцания должна находиться с северной стороны, чтобы солнце в полдень не слепило глаза. Но если вы намерены проводить в саду утренние или вечерние часы, то объект для концентрации взгляда рекомендуется располагать в западной или восточной части сада соответственно.
  • В саду должен быть создан контраст открытых и заполненных пространств, поэтому не стоит стремиться к заполнению каждого свободного квадратного метра, как это принято в европейской традиции.
  • Главный принцип японского сада, а каменного – частности, — асимметрия: в саду не должно быть предметов, одинаковых по размеру или размещенных параллельно. При этом учитывается даже отражение элементов ландшафта в воде (в случае ее наличия) и очертания теней от предметов. Все детали должны быть учтены, чтобы не нарушить гармонию.
  • Основополагающей фигурой японского сада камней является семиугольная геометрическая сеть линий (см. рисунок ниже). При проектировании сада камней этот принцип используется для определения правильного расположения объектов. В идеале, сад должен быть расположен на территории, достаточной для того, чтобы семиугольная геометрическая сеть линий была вписана полностью. Но если пространство ограничено, то форма сада может занимать часть геометрической сети линий при условии, что расположение камней согласовано с используемой частью геометрического семиугольника, и с имеющимися точками созерцания. Размер семиугольника может быть разным, но учтите: чем больше он будет, тем ваш сад визуально будет казаться просторней.

    Камни располагаются в точках пересечения линий геометрической сети, это обязательное правило создания композиции сада.

  • Площадка, на которой разместится сад, должна быть полностью укрыта слоем песка, гравия или гальки, на которых граблями вычерчиваются волнистые линии, символизирующие воду. Устраивают такие участки следующим образом: на утрамбованную землю насыпают слой сыпучего материала толщиной 5-6 см и граблями наносят рисунок — волны, рябь; при благоприятных погодных условиях он сохраняется в течение двух недель. Время от времени, если необходимо, песок досыпают. Поверхность сыпучего материала периодически опрыскивают водой.

Основные правила создания

Создание каменного сада у себя на участке — это не столько творческий процесс, сколько глубокая философия. Такой объект подходит для личностей, любящих уединение

Важно помнить несколько принципов при создании композиции:

Пустота — символ свободы. Именно это должно возникать в голове при виде объекта. В отличие от обычных садов, японский вариант не заполняется полностью элементами.
В центре внимания должен быть основной объект созерцания, его центральная точка. Именно на нее будут ориентированы другие элементы. Расположение основного элемента зависит от времени созерцания и места, где будет располагаться наблюдающий. Как правило, это запад или восток.

Место для наблюдающего выбирают с особой тщательностью. Предпочтительнее расположить его на северной стороне площадки. Это спасет от слепящего солнца.
Время наблюдений — тоже важный момент. Необходимо определиться с часами созерцания, чтобы грамотно составить, на первый взгляд, хаотичную композицию.
Обязательный аспект — это асимметрия. Расположение камней параллельно друг другу не допускается

Важно, чтобы с любой точки сада просматривался каждый элемент. Камни не должны закрывать друг друга

Если в саду есть искусственный водоем, то стоит проработать и правильное отражение в водной глади объектов.

Важно помнить, что линии не должны пересекаться. В остальном расположение камней — это личное видение создателя сада, способ самореализации и философский поиск себя

Правила расстановки камней и создания композиций

Все элементы композиции должны быть устойчивыми. Камни не должны выглядеть опрокинутыми или валяющимися. Для этого валуны и булыжники закапывают в землю. Зависимо от формы камня, рельефности и «рисунка» японского сада выбирается глубина вкапывания. Оптимально, если камень на две трети или наполовину находится под землей, но допустимо закапывание незначительной части минерала.

При установке вертикального или наклонного элемента камень не должен казаться падающим. Выразить силу и движение можно в ступенчатой расстановке.

Создание композиции требует от исполнителя соблюдения баланса в расстановке камней. Этого можно добиться, придерживаясь следующих правил:

Сад камней надо ориентировать относительно точки созерцания и времени суток, которое планируется проводить в саду. Если пребывание в саду чаще будет в вечернее или утреннее время, то основной объект концентрации взгляда должен располагаться в восточной или западной части сада. Для того чтобы полуденное солнце не слепило глаза, точка созерцания должна быть с северной стороны участка.

Композиционно связанные объекты восточного сада должны образовывать воображаемый треугольник. Благодаря этому приему, даже самый абстрактный сад вызывает ощущение скрытой динамики.

В готовой композиции должен сохраняться контраст заполненных и открытых пространств.

Для баланса энергии в пейзаж надо включить больше горизонтальных камней, а вертикальные булыжники могут стать центральным элементом композиции.

Главный камень (обычно самый большой валун) располагается на заднем плане, так он не будет отвлекать на себя внимание и действовать подавляюще.

Декоративные элементы сада

Камень — не единственный элемент композиции японского сада. Не последнюю роль здесь играют узоры на гравии или песке, ограды, мостики, тсукубаи и каменные дорожки.

Узоры на песке выполняются граблями со специальными насадками. Зубья могут иметь различную форму и ширину. Перед тем как приступить к созданию узора на площадке, его надо схематически отобразить на плане будущей композиции — направление линий должно гармонично вписываться в общий пейзажный вид.

Каждому изображению японцы «приписывают» особый смысл:

  • прямые линии символизируют морскую гладь, спокойствие водной стихии;
  • криволинейные узоры — бурлящие потоки;
  • окружности вокруг камней обозначают волны, набежавшие на берег.

Ограды устанавливают с одной или двух сторон сада. Они воссоздают атмосферу уединения, поэтому изгородь должна выполняться из непрозрачных материалов. Это может быть бетонный забор, невысокая стена, выложенная из камня, или ограждение из бамбука.

Мостики очень символичны в японской культуре, они связывают между собой разные периоды жизни. Лучше всего вписываются в декоративную композицию мосты из осколка скалы или цельного горизонтального булыжника.

Тсукубаи — невысокая каменная чаша с водой, напоминающая обычную бочку высотою 20–30 см. В тсукубаи вода поступает по трубам, протянутым под землей. Этот элемент придает статичному японскому саду легкой динамики, которая не нарушает атмосферу сосредоточения.

Мощеные дорожки выполняются из кирпича неправильной формы, искусственного или природного камня. При укладке дорожки в японском стиле нежелательно образование четырех швов, которые сходились бы в одной точке. Расположение камней не должно напоминать четырехугольник.

Длинная ось каждого из камней находится перпендикулярно направлению дорожки.

Для вечернего и ночного освещения в каменном саду устанавливаются компактные фонари, изготовленные из пемзы, дерева или камня. Грамотная расстановка фонарей создаст необычную игру лучей света и камней.

История возникновения

В древней Японии, которая окружена скалами, камни всегда имели особую силу. Скопление булыжников и валунов издревле считалось священным. Именно такие места считались отмеченными богами, здесь совершали обряды, молились и предавались медитации. Первоначальные японские сады представляли собой груду камней, связанных между собой бечевкой.

Чуть позже внесли изменения в конструкцию садов китайцы. Существует легенда, что в Восточном море есть дальние острова, на которых живут бессмертные. Китайцы создали новый символ — камни-острова в бескрайнем море. С помощью глыб и булыжников изображали саму сушу, а песок вокруг них покрывали узором из волнистых линий, которые символизировали море и волны. Позже камни заключались в систему, изображающую какой-либо рисунок или схему.

И еще одна легенда о возникновении садов камней связано с буддизмом. Монахи считали, что внутри каждого камня скрыт Будда. Его лик нужно было извлечь, обработав глыбу. Считалось, что у каждого монаха есть свой особый булыжник. Если же Будду не удавалось высечь из породы, то камень нельзя было возвращать обратно и тем более выбрасывать, поскольку образ Бога все еще находился в нем. Так формировался целый сад камней и глыб.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Персональный ремонт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: