Укладка брусчатки своими руками

Виды тротуарной плитки с их плюсами и минусами

Современные производители стройматериала изготавливают тротуарную брусчатку, используя разные современные технологии. В зависимости от особенностей технологического процесса, плитка для тротуаров делится на 3 вида:

  • вибролитая;
  • вибропрессованная.

Вибролитая плитка производится с использованием пластичных составов. «Начинка» стройматериала заливается при помощи оборудования в специальные емкости – «виброформы». Тротуарная плитка этого вида отличается привлекательным внешним видом, она имитирует натуральную древесину или кирпич. Чаще всего данный вид строительного материала применяют для индивидуального строительства. Вибролитые плиточные элементы используют для обустройства приусадебных участков загородных домов и коттеджей. Также их выкладывают на дорожках, расположенных в парках и на садовых участках.

Вибропрессованная плитка изготавливается другим способом. Предварительно подготовленная бетонная смесь заливается в специальную пресс-форму. После этого она подвергается давлению, которое создает спецоборудование – вибропресс. Благодаря особой технологии изготовления, строительный материал имеет строгую форму с шероховатой поверхностью. Вибропрессованной плиткой выкладывают тротуары, мостовые, площади и дороги в многолюдных и общественных местах.

Современным потребителям доступно большое количество вариантов изделий разнообразной цветовой гаммы. Также тротуарная плитка бывает различной формы, наиболее востребованы следующие фигурные элементы мощения:

  • соты;
  • брусчатка;
  • чешуя;
  • клевер;
  • волна;
  • руно;
  • гжелка;
  • цветок.

В зависимости от материала из которого изготовлена тротуарная плитка, она подразделяется на несколько видов. У современных потребителей популярностью пользуются сравнительно недорогие стройматериалы из бетона и глины. В обустройстве загородных участков часто используется глиняная тротуарная плитка, имитирующая кровельную черепицу. Для улучшения технических характеристик стройматериала производители могут добавлять в плитку вяжущий материал, например, гранитную крошку.

Самой износостойкой является гранитная плитка, отличающаяся превосходными прочностными характеристиками природного камня. Она легко переносит резкие перепады температур, за счет чего имеет длительный срок эксплуатации. Бетонные плиты приходят в непригодность через 3-4 года, асфальтовое покрытие начнет деформироваться через 2 года, а гранитная плитка прослужит более 25 лет. Еще 1 плюс гранита – он не требует дополнительных средств защиты от повреждений. Минус натурального стройматериала – высокая стоимость.

Требования к бетонному основанию

На материале не должно быть следов разрушительного воздействия щелочных химических веществ и кислотного травления.

На старой либо новой поверхности должен быть уклон не меньше 1-2 см на 1 м в длину. При несоблюдении техтребований при застаивании воды могут деформироваться стыки основания. В зимнее время влага может замерзать и оттаивать, способствуя разрушению внешнего слоя и основания тротуара либо площадки.

Для долговечной эксплуатации дорожного покрытия необходима тщательная подготовка основания с учетом ландшафта местности, климатических условий региона. Обязательны ливневые стоки для отвода воды после дождей.

Каким требованиям должна соответствовать брусчатка

Чтобы обеспечить длительный период эксплуатации покрытия, нужно правильно подбирать отделочный материал. При этом учитывают ряд параметров:

 показатель морозостойкости не должен быть менее 200;
 рекомендованный уровень водопоглощения – не выше 5%;
 прочность под воздействием деформационных нагрузок (на сжатие) – от 30 МПа и более;
 низкий показатель истираемости;
 при монтаже в помещениях (складских и хозяйственных) рекомендуется использовать только экологичный материал;
 приобретать следует брусчатку из одной партии, т. к. изделия со сходными характеристиками, но от разных производителей могут отличаться по оттенку, они часто разнятся и по величине погрешности кривизны сторон;
 поверхность брусчатки должна быть мелкопористой, т. к

чем больше поры, тем интенсивнее изделия впитывают влагу;
 следует выбирать материал с минимальной погрешностью кривизны сторон, что позволит получить покрытие, шовные соединения между плиткой которого отличаются минимальной толщиной;
 необходимо контролировать качество поверхностей: на изделиях не должно быть сколов, трещин;
 подбирается брусчатка и с учетом оттенка: важно, чтобы тон был равномерным по всей поверхности.

Виды оснований для мощения

В зависимости от предполагаемой нагрузки подбирается и вариант оснований. Это может быть зона с малой, средней и высокой выдерживающей способностью, причем технология укладки брусчатки различается для каждой из них.

Садовые и пешеходные дорожки

Это зоны малой загруженности, поэтому основание будет довольно простым. Для начала выкопать траншею, ширина которой на 20 см больше ширины дорожки (для монтажа бордюров). Грунт снять на глубину до 40 см (все зависит от толщины брусчатки и уровня залегания дренажного слоя). Теперь так:

  1. На дно выложить геотекстиль;
  2. На расчетный уровень по краям дорожки смонтировать бордюры, уложив их на тощий бетон;
  3. На геотекстиль насыпать слой щебня 15-12 см, который также покрыть слоем геотекстиля;
  4. Следом высыпается слой строительного чистого песка (толщина 15-25 см), его пролить водой и притрамбовать.

Тощий бетон – это раствор, в котором содержание цемента низкое, а вот количество камня и песка высокое. Использование показано для подушки под фундамент, под бордюрные камни и другие задачи. Чтобы приготовить бетон марки В 7,5 (М100) нужно 2 ведра (на 10 л) цемента М 400, 20 ведер песка и 10-15 л воды.

Дорожки средней нагрузочной способности и мощение больших площадей

Подготовка основания немного повторяет предыдущую технологию:

  1. Зачищенный грунт также застелить геотекстилем;
  2. Насыпать песчаный слой толщины 5-10 см;
  3. Сверху песка – щебень (10-15 см) или слой тощего бетона М100, М 150, бетонную подушку рекомендуется армировать дорожной сеткой (100*100*3 см);
  4. Верхний слой засыпается из смеси сухого мытого песка и цемента в соотношении 10:1.

Теперь можно укладывать брусчатку. После выкладки на сухую смесь, вся конструкция проливается водой, благодаря чему цемент схватывается и держит плиты.

Подготовка основания для зон с повышенной нагрузкой

Тяжелые машины могут повредить покрытие, поэтому к основанию предъявляются повышенные требования:

  1. Предварительная зачистка грунта, как показано выше;
  2. Застил геотекстилем;
  3. Щебневая подсыпка толщиной в 12-20 см, которую хорошо притрамбовать;
  4. Слой армированного тощего бетона шириной в 15-20 см;
  5. На ровную поверхность цементно-песчаная сухая засыпка.

А теперь можно также выкладывать брусчатку. При использовании клинкерной брусчатки дополнительно применяется клеевой состав.

Что касается выбора песка для обустройства площадок, то есть свои нюансы:

  • Карьерный и речной песок отличаются по плотности. В карьерном больше посторонних вкраплений.
  • Карьерный песок считается средней плотности, при транспортировке и последующей обработке плотность увеличивается.
  • Степень увлажненности также влияет на плотность песка. Вода увеличивает плотность, но снижает объем – это следует учитывать при покупке сырья.

Виды и рекомендации по выбору

Выбор плитки – очень важный вопрос. Тут все зависит от технических требований к материалу, финансовых возможностей, личных предпочтений.

Какая бывает тротуарная плитка (по сырью):

  • Натуральная – из камня твердых/мягких пород
  • Из искусственного камня
  • Из керамики и различных материалов обжига
  • Из монохромного или цветного бетона – самый популярный вариант для укладки там, где нет очень высоких нагрузок
  • Из полимерных смесей

В индивидуальном строительстве чаще всего выполняют мощение тротуарной плитки из бетонных смесей (окрашенных или однотонных). Материал обладает прекрасными техническими характеристиками и доступной стоимостью. Качественную бетонную плитку делают методом вибролитья или вибропрессования, есть в продаже и штампованная плитка.

Как правильно выбрать тротуарную плитку:

  • Толщина – для пешеходных дорожек в частных домовладениях достаточно толщины в 4 сантиметра, для парковок авто – 6 сантиметров. Для тротуара на улице вдоль участка лучше выбрать 6 сантиметров, а для дороги общего пользования – минимум 8 сантиметров.
  • Цвет и оттенок – тут все зависит от элементов архитектурного ансамбля и личных предпочтений.
  • Вибролитье или вибропрессование – второй вариант позволяет получить плитку более прочную, но при укладке на даче своими руками вполне подойдет и вибролитой метод.
  • Качество материала – проверяется при покупке: плитка должна быть идеальной геометрической формы, без сколов и деформаций, равномерно прокрашена, издавать звонкий звук.
  • Форма – здесь также стоит ориентироваться на предпочтения и особенности монтажа: для многоцветных орнаментов понадобится схема укладки, может быть много отходов. Простые двух/трехцветные узоры займут меньше времени на работу.

Общее описание и технология производства

По внешнему виду брусчатку легко спутать с кирпичом. Большинство типов имеют размеры, примерно совпадающие с параметрами полнотелого кладочного или облицовочного материала. Но отличие клинкера состоит в его высокой прочности, что позволяет применять покрытие для мощения площадок, предназначенных для стоянки или движения автомобилей.
Производители изготавливают и фигурные разновидности брусчатки для декоративной отделки пешеходных дорожек. Окраска любых сортов и разновидностей позволяет выбрать цвет, наиболее подходящий к общей гамме оформления участка: серый, красный или охристый, желтоватый.
Для производства клинкера используют тугоплавкие сорта глины разного оттенка. Сырье измельчают, а затем замешивают вязкое тесто, добавляя нужное количество воды. На этапе замешивания брусчатку окрашивают, добавляя в глину угольную пыль, порошки окиси алюминия (желтый) или окиси железа (красный, оранжевый).
Нужная прочность получится только при использовании экструзионного метода изготовления. При таком способе формовки «кирпичиков» глиняное тесто под большим давлением продавливают через формы. В результате отформованные изделия получают высокую плотность.

Варианты укладки

Мощение должно осуществляться только специалистом. Любое нарушение технологии или несоблюдение правил ведет к тому, что уже после первого дождя или сильной нагрузки кладка может значительно испортиться и придется заново все переделывать. Также хороший мастер сможет предложить разные варианты укладки.

Кирпич. Самый легкий способ укладки тротуарной плитки – кирпичик. Его главное преимущество заключается в экономии материалов. Оригинальности можно придать при помощи чередования разных оттенков.

Елочка. Один из самых популярных способов, плитка ложится под углом. Гарантирует высокую устойчивость покрытия, часто применяется при обустройстве подъездных дорожек

Однако важно помнить, что визуально может уменьшаться или увеличиваться площадка в зависимости от выбранного угла кладки. Имитация плетения осуществляется при помощи продольных и поперечных направлений кладки с чередованием

Укладка элементов происходит под прямым углом Источник api.selcdn.ru

Хаотичный порядок. Применяется плитка, отличающаяся оттенком и размером. Может использоваться любой порядок кладки, а результат получается очень интересный. Подобная кладка очень выгодно сочетается с другими способами мощения.

При такой раскладке можно создавать рисунки Источник planetanovosti.com

Шахматы. Материал, который выложен таким способом, всегда выглядит аккуратно. Используется симметрия квадратов, лучший вариант для строгого дизайна. Плитка может иметь фактурную поверхность и чередоваться цветовыми оттенками.

Раскладка «шахматка» Источник sy.grupoquepasa.com

Ромбы. Есть много вариантов кладки использования данной схемы. В ней отлично могут гармонировать разные оттенки. На круглых площадках прекрасно смотрятся фигурные рисунки в центре. Обязательно изначально делать чертеж-схему рисунка. Особые навыки мастера позволят добиться даже 3D-эффекта.

Плиточные ромбы помогут создать объемный рисунок на тротуаре Источник pinterest.ru

Круги. Такие примеры укладки тротуарной плитки осуществляются с применением разных узоров, деталей, форм и оттенков, которые выкладываются радиально. Здесь мастер может проявить фантазию и получить очень интересные результаты. Подходят для площадок различных размеров.

С помощью кругов также получается интересная укладка Источник kankrit.ru

Инструменты для работы

Чтобы укладка тротуарной брусчатки прошла быстро, потребуется некоторое количество инструментов:

  • Лопаты штыковая и совковая;
  • Болгарка с диском 230 мм для резки бордюров и сухой резки камня;
  • Рулетки для разметки и контроля;
  • Гидроуровень 10-15 м;
  • Строительный шнур;
  • Грабли, гладилка для песка (можно сделать самому);
  • Тачка для перемещения материала;
  • Кельма строительная;
  • Резиновый молоток для подгонки;
  • Уровни разной длины;
  • Правило строительное 2-3 м;
  • Бадьи для замеса составов;
  • Шланг с распылителем для увлажнения зоны;
  • Ручная трамбовка;
  • Виброплита для трамбования – ее можно взять в аренду.

Чтобы дорожка приобрела красивый и законченный вид, может потребоваться дополнительный инструмент, приспособления: маячки, ограничители и прочее.

Меры безопасности при работе

Основные требования к мерам безопасности остаются такими же, как и при общестроительных работах. Что касается непосредственно укладки плитки, то общие меры следует дополнить следующими требованиями:

  • запрещается выполнять резку и подтесывание плитки на коленях;
  • при использовании «болгарки» или наждака следует надевать защитные очки и респиратор;
  • работы, не требующие контакта с водой, выполняются в защитных матерчатых перчатках.

Выполнить самостоятельно укладку тротуарной плитки на песочную подушку совсем несложно, особенно если учитывать, что нет необходимости пригонять специализированную технику.

Главное — в процессе работы не пренебрегать мелочами, ведь именно из них складывается общее качество, которое позволит изделию прослужить долгие годы.

Укладка брусчатки своими руками

Материал достаточно прост в монтаже, так что имея силы и желание безпроблемно можно уложить брусчатку самостоятельно.

  1. Сначала при помощи деревянных колышков и шнура делают разметку участка. Необходимо при этом учитывать ее уклон.
  2. Для того, чтобы сделать основание под укладку, с поверхности участка снимают грунт около 30 — 40 см. Затем тщательно разравнивают и утрамбовывают поверхность.
  3. Обустраивают базовое основание, оно состоит из слоя щебня, геотекстиля и песка. Каждый слой нужно хорошо утрамбовать, желательно применить специальные агрегаты, но можно сделать и вручную.
  4. В зависимости от нагрузок брусчатку укладывают на сухой состав, либо на цементно-песчаный.
  5. Начинают работу с самого видимого участка. При укладке каждый камень требует осадки, это делают при помощи обрезиненного молотка.
  6. Некоторые специалисты рекомендуют положить по всему периметру участка специальный бордюр, для придания ему жесткости. Если требуется, брусчатку можно резать, используя болгарку.
  7. После полной укладки, нужно выполнить заполнение швов. Для этого применяют сухую смесь из мелкого песка, равномерно распределяя по поверхности веником. Затем все тщательно прессуется, если требуется, то по мере надобности еще добавляют песок.
  8. В конце всю поверхность, хорошо поливают водой. Через сутки данная конструкция уже может приносить удобства.

Можно смело сделать вывод, что брусчатка — проверенный веками материал, зарекомендовавший себя как качественное и долговечное покрытие. Он идеально подходит для частных домов и дач, прекрасно подчеркивают архитектуру улиц и зданий.

Обработка плитки перед укладкой

Перед монтажом плитку нужно обработать гидрофобным раствором. Средство повысит морозоустойчивость и влагостойкость материала, а также увеличит срок его эксплуатации. Гидрофобизаторы улучшают декоративные качества и защищают от грибковых микроорганизмов. На обработанной гидрофобным раствором поверхности не появляются солевые пятна. Материал погружают в гидрофобный состав, затем высушивают. Процедуру повторяют.

Во время обработки нужно тщательно осматривать все элементы. Изделия с дефектами нужно отложить. Когда понадобится резать тротуарную плитку, чтобы оформить углы, бракованные элементы пригодятся.

Работы по укладке нужно осуществлять при подходящих погодных условиях. Погода должна быть сухой и безветренной. Нельзя укладывать покрытие на песчано-цементное основание при минусовой температуре. При замерзании почва расширяется, а после оттаивания проседает. Если уложить покрытие на замерзший грунт, после его оттаивания оно разрушится. Правила укладки тротуарной плитки позволяют выполнять работы на бетонном основании во время мороза, но делать это нежелательно.

Монтаж

Тротуарную плитку на бетонном основании закрепляют цементным раствором. Швы полностью заполняют смесью. При этом толщина швов не должна превышать 3 мм. Укладывая элементы, нужно находиться на покрытии. Наступать на основание нельзя. После укладки каждого ряда нужно проверять качество выполненных работ строительным уровнем. Элементы, которые уложены неправильно, выравнивают резиновым молотком.

На цементно-песочное основание необходимо укладывать, вбивая каждый элемент деревянной киянкой. Материал должен надежно закрепиться в основании. Если изделие «проваливается», под него нужно насыпать слой песка. Зазоры между плитками заполняют смесью или песком. После выполнения работ покрытие увлажняют из шланга с распылителем. Если в зазорах смесь «просела», нужно насыпать в них еще немного смеси. Пользоваться покрытием можно через 2-3 дня.

Заделка швов тротуарной плитки осуществляется с помощью песка, цементной или бетонной смеси. Если используется песок, его нужно предварительно просеять. Цементную смесь готовят из цемента и песка в соотношении 1:5. При приготовлении бетонной смеси цемент смешивают с песком в пропорции 1:3. Песок и смеси должны быть сухими. Выкладка затирки осуществляется с помощью резинового шпателя. Уровень смеси в зазорах должен составлять от 1/2 до 3/4 высоты плитки. Излишки смеси сметают с покрытия веником.

После этого приступают к заливке швов. Когда смесь застынет (через 1-3 суток), в зазоры насыпают смесь и снова ее увлажняют. После высыхания состава процедуру повторяют в третий раз. Возможно, что придется добавлять смесь в швы еще несколько раз. Заканчивать работу можно тогда, когда смесь в зазорах будет на одном уровне с поверхностью плитки.

https://youtube.com/watch?v=Wu_RrjJEPt0

Пошаговая инструкция

Качество несущего слоя в случае укладки плит на бетон очень важно из-за использования жесткой фиксации. При неудачном исполнении сооружение быстро потрескается

Подготовка подушки из бетона

Для улучшения качества работ по подготовке бетонного основания под тротуарную плитку можно использовать объемную георешетку — конструкцию в виде сот, выполненную из синтетического материала, стойкого к гниению и химическим воздействиям.

При растяжении такая решетка образует устойчивый в горизонтальном и вертикальном направлениях каркас, армирующий любой насыпной материал, размещаемый в ячейках. Срок службы подобной решетки — до полувека.

  1. На дно траншеи укладывают георешетку и засыпают ее 15-сантиметровым слоем щебня. Высота решетки подбирается так, чтобы ее края были ниже уровня щебня и не мешали трамбовке.
  2. Подушка из щебня трамбуется.
  3. Поверх щебня укладывается армирующая сетка.

По контуру разметки, выполненной из колышков и шнура, выставляется опалубка, в которую будет заливаться бетон.
Готовится бетон и непрерывно заливается в опалубку, чтобы в теле бетонной подушки не образовались так называемые холодные швы, снижающие прочность конструкции.

Сразу после заполнения опалубки для уплотнения структуры материала и отведения воздушных пузырей используют погружной вибратор.

Бетонная подушка накрывается пленкой, чтобы избежать слишком быстрой потери влаги и следующие 3–7 дней ее поверхность периодически смачивается водой.

На большой площади через каждые 2–3 м нужно делать температурные швы. Для этого перпендикулярно опалубке и поверхности земли устанавливаются доски, которые потом нужно будет убрать и перед укладкой брусчатки заполнить швы эластичным составом. Во время перепадов температур эти швы помогут избежать разломов бетонной подушки.
Для отвода влаги, попавшей на поверхность бетонной подушки под брусчатку, на некотором расстоянии друг от друга устанавливают обрезки полипропиленовых или асбоцементных труб, верхний уровень которых должен быть вровень с верхним уровнем бетонной подушки, а нижний конец располагаться на прослойке из щебня. Перед началом укладки дренажные отверстия заполняются мелким щебнем.

Когда бетон полностью застынет, опалубка убирается.

Установка бордюров

В оставшееся после разборки опалубки углубление нужно установить бордюры. Для этого делается жесткий бетон, мастерком укладывается в ров и на него по одному устанавливаются бордюрные камни.

Чтобы вогнать их в раствор, используется резиновая киянка. Щели между камнями заливают жидким бетоном.

Высота бордюров должна быть как минимум на 20–30 мм ниже верха брусчатки, чтобы не мешать стоку воды. Через сутки, когда раствор застынет, пространство между бордюрным камнем и стенками траншеи засыпается песком.

Как правильно класть

Габариты плит выбираются в зависимости от назначения: для тротуара достаточно толщины 4–5 см, а если на поверхность будут заезжать машины, то выбирают брусчатку не тоньше 6 см.

На бетонное основание плиты укладывают на сухую песчано-цементную смесь или на цементно-песчаный раствор.

  1. При использовании цементно-песчаной смеси (ЦПС) используется только просеянный песок. Раствор готовится из 1 части цемента и 3 частей песка, консистенция должна быть как у густой сметаны. Мастерком на бетонную подушку раствор выкладывается ровным слоем в 2–3 см. Брусчатка укладывается на раствор по запланированной схеме и слегка вбивается в раствор с помощью киянки. Горизонтальность поверхности следует выверять как можно чаще строительными уровнями.

При использовании для укладки сухой ЦПС работы ведутся аналогично укладке брусчатки на песчаную подушку — на бетон насыпается слой сухой ЦПС (3–5 см), выравнивается правилом или обычной доской с ровным краем, а затем на эту подушку выкладываются плиты.Сухая ЦПС готовится из расчета на 1 часть цемента 6 частей песка, но в сухом виде она не в состоянии прочно удерживать брусчатку, поэтому по завершении работ площадка хорошо проливается водой, которая попадает через зазоры между плиткой вниз и смесь застывает.

Заделка швов

Между брусчаткой швы засыпают сухой ЦПС и проливают водой. Операцию повторяют до тех пор, пока смесь не перестанет усаживаться. Через 2–3 суток, когда поверхность окончательно высохнет, убирают строительный мусор, веником сметают мелкий сор и пыль и, при необходимости, промывают поверхность сильным напором воды из шланга.

Полезное видео

Еще больше о технологии укладки тротуарной плитки на бетонное основание узнаете из этого видео:

Правила эксплуатации плитки

Всевозможные загрязнения — извечная проблема брусчатки. Например, пыль с грязью придают поверхности серый оттенок, а покрышки автомобиля оставляют на ней чёрные полосы. Но очистить брусчатку можно — для этого понадобятся специальные чистящие средства, которые легко найти.

Зимой нужно стараться очищать брусчатку до появления наледи, с помощью метлы и деревянной лопаты. Категорически не рекомендуется использовать железные инструменты, в том числе чтобы удалить уже появившийся лёд. Даже техника для уборки снега должна быть оснащена резиновой насадкой на отвале. В остальном с этой плиткой не возникает никаких сложностей.

Технология укладки брусчатки

Существует несколько способов мощения тротуарной плитки, они зависят от назначения дороги и вида брусчатки. Плитку можно класть на песок, цементно-песчаную смесь (гарцовку) и даже бетон, при высоких нагрузках на неё.

Несмотря на то, что существуют общеустановленные технологии выполнения кладки, у каждого мастера есть свои особенности в работе. Кто-то говорит: «Я кладу брусчатку недорого», а кто-то берёт высокую плату, но дает длительную гарантию на качество изделия. Поэтому, чтобы не задумываться о том, сколько стоит класть тротуарную плитку, необходимо знать самому, как правильно класть брусчатку.

В итоге, можно сэкономить на работе мастера и сделать качественное мощение, но при этом необходимо хорошо потрудиться. Чтобы правильно выполнить всю работу своими руками, пошаговая инструкция будет просто необходима, особенно для человека, который ранее никогда не сталкивался с таким видом работ.

Пошаговая инструкция и последовательность действий

Основа для любой садовой дорожке — хорошая подушка из песка и щебня. В особых случаях требуется усиленное основание. Тогда надо заливать стяжку и укладывать «практичный ландшафтный декор» на бетонную подложку. Но такой вариант, как правило, применяется очень редко.

Перед работой, определимся с инструментами. Не буду на «все сто» гарантировать, что чего-то не упустил, а в чём-то не «перебрал». Я ведь делаю универсальное описание технологии, а не под Ваше конкретное решение. Итак, что надо для успешной работы, кроме головы и рук мастера?

  • кельма;
  • шпагат;
  • колышки с насечками;
  • водяной уровень;
  • бумага и карандаш;
  • шланг с душевой насадкой или садовая лейка;
  • обрезиненный молоток (киянка);
  • вибротрамбовка или самодельный «трамбователь»;
  • садовая метла или веник;
  • лучше всего веерные грабли;
  • совковая лопата;
  • швабра с жёстким ворсом;
  • болгарка с алмазным диском для подрезки плитки;
  • песок, щебёнка, отсев, вода;
  • немного цемента;
  • геотекстиль, но можно обойтись и без него;
  • сама плитка-брусчатка и поребрик (одно из названий бортового камня).

С инструментом и материалом определились, пора начинать…

Сперва делают разбивку участка, который будет моститься. А именно: вбивают колья и выставляют «красные метки» (т.е. натянутый шпагат, который очерчивает границы того горизонта, где будет заканчиваться брусчатка). Для выравнивания обозначенной дорожки, на возвышенных местах, излишки грунта убираются, а в низинах (приямках) – наоборот, подсыпаются. Весь нужный рельеф выравнивается граблями и утрамбовывается.

В обязательном порядке предусмотрите уклон шпагата примерно в 3-5°, по направлению будущего водоприёмника. Заранее покажу. Наш «пирог», будет таким (фото справа).

Или иметь такую приблизительную наглядную схему:

Затем, приступаем к земляным работам.

  • Вынимаем грунт на глубину штыковой лопаты: 15-18 см. Дно образовавшейся «траншеи» должно быть чистым, без мусора и без корешков растений.
  • Выполняем поперечную и продольную разметку траншейного дна и обязательно учитываем уклон для отвода талых и дождевых вод.

Если почва глинистая, можно в наиболее углублённых местах сделать дренажные отводы.

  • Трамбуем дно. Если есть вибротрамбовка – Гут! Нет, используйте небольшой кусок бревна, закрепив к торцу ручку-держалку — обыкновенный черенок от лопаты. Делаем не меньше десяти трамбовочных проходов каждого следа.
  • Если садовая тропинка будет иметь чёткие геометрические размеры, то роем канавки под размер поребрика (бортового камня) и устанавливаем их. Есть вариант поставить их потом, но для защиты краёв площадки от риска осыпания, тогда придётся ставить опалубку.

Например, для бортового камня высотой 20 см, делают следующее:

  1. Прокапывают траншею глубиной 30 см;
  2. Подсыпают щебень или отсев на толщину 10 см;
  3. Затем заливают бетоном ≈ 2-3 см;
  4. Ставят бордюр таким образом, чтобы его верхний край был на 2-3 см ниже уровня горизонта плитки*.

*Это нужно для того, чтобы бортовой камень не мешал отведению воды, а наоборот, способствовал её стеканию. Установка поребрика, препятствует расшатыванию и «расползанию» плитки из «нужного русла».

Первым слоем, в траншею на утрамбованный грунт, сыпем щебёнку. Для участков дорожки с большим интенсивным давлением (автомобиль под оригинальной перголой), слой делают в 10-15 сантиметров.

  • Вторым слоем засыпаем и разравниваем граблями, отсев. Толщина этого слоя, в пределах 5-7 см. Выполняя подсыпку отсевом, предусмотрите запас под трамбовку.
  • Песчаная отсыпка — это уже третий слой. Он просыпается сверху отсева, слоем в 3-5 см. Его не следует утрамбовывать, а нужно просто разровнять граблями. Песок для подушки подойдёт мелкой фракции, но проверьте, чтобы он был без мусора и примесей почвы. В них могут быть семена сорных растений. Если прорастут, будет досадно.

Разравнивают песок, используя металлический профиль или дюймовые трубы ПВХ. Их размещают по принципу железнодорожных рельс. Через расстояние 1 – 1,5 метра друг от друга.

Инструмент для проведения работ

Брусчатка укладывается ручным и механическим способом, поэтому требуются разные наборы инструментов. Для ручного способа необходима упругая нить, молоток, колышки, лопата, веник, ведра, мастерок, а также строительный уровень и длинное правило. Для обеспечения безопасности потребуются наколенники. В перечне электрических инструментов — болгарка с алмазным диском (нарезает бетон) и вибрационные платформы (уплотняют грунт).

Для проведения работ в больших объемах потребуется машина для укладки брусчатки. Механизированный способ повышает производительность и скорость работ, позволяет регулировать ширину кладки, экономит затраты. Устройство имеет несколько режимов для монтажа разных форматов блоков. Механизированным работам предшествует подготовка площадки, установка бортиков, выкладка плитки на поддоны согласно схеме.

Другие способы укладки

Если работы ведутся на ненадежных грунтах, то выполняется монтаж брусчатки на бетонное основание. Работы можно выполнить своими руками, особых сложностей этот процесс не вызывает. На подготовку заливается бетонная подушка толщиной 80 мм. На ней устраивается цементно-песчаная подсыпка толщиной 40 мм. Работы по укладке брусчатки выполняются по сухой смеси.

При максимальной нагрузке на дорожное покрытие из тротуарной плитки укладка выполняется на раствор. Для этого устраивается армированная железобетонная стяжка. На неё укладывается брусчатка на цементно-песчаный раствор. Эксплуатироваться такое изделие может после полного застывания смеси.

Особенности укладки брусчатки:

  • Запрещено производить выполнение работ по укладке тротуарной плитки во время атмосферных осадков.
  • Не стоит использовать в подсыпке деревянные опилки.
  • Если основание выполнено неправильно, то дорожное покрытие сохранит свой внешний вид и структуру ненадолго. Также, может быстро прорости трава в швах между плиткой.
  • В случае необходимости, плитку можно обрезать с помощью болгарки и диска для камня.
  • Поверхность дорожки должна быть ровной, без впадин, иначе будут образовываться лужи.
  • Уход за брусчаткой не требует особых усилий. Не следует чистить её от снега и льда с помощью лома и металлической лопаты. Желательно не использовать соль или химические компоненты для очистки поверхности от гололеда.

Применение брусчатки

Благодаря своим отменным характеристикам и высоким эстетическим свойствам данный материал нашел свое применение во многих сферах. Брусчатка предоставляет неограниченные возможности реализовать самые смелые дизайнерские идеи и задумки. Широко применяют для мощения дорог и тротуаров, такое покрытие будет обладать повышенной прочностью, устойчивостью к вибрациям и различным нагрузкам.

Дорожка из брусчатки при любом дожде будет всегда сухой, на ней не образуются лужи. Такое покрытие будет самым долговечным и выгодным, имеет эстетичный и невероятный красивый внешний вид. Свое применение брусчатка находит при:

  • мощении автостоянок;
  • скверов;
  • детских площадок;
  • автозаправок;
  • тротуаров;
  • площадок возле подъездов;
  • различных наружных ступеней;
  • патио и много другого.

Кроме этого, в последнее время очень часто стали использовать брусчатку в ландшафтном дизайне. Ее применение позволяет создавать уникальные шедевры, начиная от садовых дорожек и заканчивая территорией участка. Благодаря данному покрытию участок приобретает благородный и солидный вид. Очень часто используют для отделки подпорных стен.

Бетонная брусчатка

Современный вид тротуарного камня – бетонная брусчатка. Хотя назвать ее чисто бетонной нельзя. Уже давно производители в процессе изготовления стройматериала стали вносить в сырьевой состав различные добавки, которые увеличивают прочность изделия, его износостойкость. При этом добились производители повышения такой характеристик как морозоустойчивость, что для северных регионов немаловажный фактор.

К плюсам можно добавить и следующее:

  • бетонная брусчатка за счет внесения в сырьевую массу красителей может быть разного цвета;
  • заливаемые формы также могут быть разными, именно этим решилась проблема угловых элементов, поворотов, скруглений, где сейчас обходятся без подрезки;
  • цена дешевле и каменной разновидности, и клинкерной.

Что касается недостатков, то необходимо отметить, что минус у бетонного вида один – человеческий фактор. Не соблюли пропорции смеси, особенно цемента, получили низкого качества материал. А значит, говорить о длительном сроке службы уже не приходится.

Бетонная брусчатка – разнообразие форм, размеров и цветаИсточник stroykirpich.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Персональный ремонт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: